menu

Графика — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.
Авторская печатная графика - это графические листы, отпечатанные художником с помощью собственноручно изготовленных форм.
Тираж изображений обычно небольшой, каждое такое изображение и называются эстампом

Последовательность такова:
Вначале изготавливается печатная авторская форма, способ изготовления которой называется графической техникой. К распространенным техникам эстампа относятся: литография (плоская печать), гравюра на дереве и линогравюра (высокая печать), офорт (глубокая печать). После изготовления формы на нее наносится краска (втирается в углубления или накатывается валиком) и под давлением переносится на бумагу. Полученный оттиск на бумаге подписывается автором и является полноценным художественным произведением.   
штихели для гравировки линогравюры 

В своей жизни я пробовал различные технологии эстампа, но в основном работал в техниках офорта и линогравюры.

Офорт — способ глубокой печати с достаточно сложной  технологией подготовки металлической печатной формы: 
Зеркально отполированную пластину покрывают тончайшим защитным слоем лака, по которому иглой гравируется рисунок, открывая поверхность металла для воздействия кислотой. Смыв лак, углубления наполняют краской, тщательно стирая ее излишки с гладкой поверхности, и на специальном станке под давлением печатают оттиск на увлажненном листе бумаги. 
Применяют и более изощренные процессы изготовления формы, включая напыление канифолью, нанесение рисунка составом лака и сахара, с последующим "взрыванием" красочного слоя и обнажением металла. И множество других тайных процессов, о которых не распространяются непосвященным... 
Такая технология называется "глубокой печатью", так как краска на бумагу переносится из углублений печатной формы.
Офортом занимался Рембрант, Гойя и многие другие мастера графики с мировым именем.

Линогравюра — это технология "высокой печати". Изготовление формы для гравюры на линолеуме кардинально отличается от офорта тем, что краска не наполняет штрихи, а накатывается валиком на поверхность печатной формы, оставляя нетронутыми области, которые художник вырезал (выгравировал) резцом.
Технология гравюры на линолеуме значительно проще по технологии. Большинство представленных на сайте работ выполнено именно в технике гравюры на линолеуме. 

кабинет художника

Цифра и гравюра.
Сегодня "цифра" повсеместно вторгается в нашу жизнь, принося скорость и удобство. Возникает резонный вопрос: для чего сегодня нужна такая древняя технология как печатная графика, и можно ли обойтись более рациональными средствами?

Можно нарисовать изображение в графическом редакторе, стилизовав цифровое изображение "под гравюру" и просто напечатать весь тираж на принтере. 
Или изготовить форму на лазере, на фрезерном станке с ЧПУ, или заказать форму для флексопечати. Потом напечатать авторский тираж вручную, как положено, на нужной бумаге и типографской краской. Но при таких способах может исчезнуть важное: гравюра несет в себе воспоминание о своём медленном и сосредоточенном создании, о борьбе художника с неподатливым материалом. Напряжение резца в руке гравера оставляет след в энергетике изображения. 
В последнее время, при работе над композицией я использую графический планшет, печатаю предварительные эскизы на широкоформатном принтере, но формы для гравюр изготавливаю по-старинке — гравирую резцами. Хотя в последнее время кое где применяю трех-координатный фрезер и лазерный гравер, но с обязательной ручной доводкой. Тираж гравюр печатаю вручную на печатном офортном станке. 
В отличии от цифрового принта, оттиск краской на бумаге приобретает новые свойства: при печати под давлением изображение становится рельефным, появляется своеобразное тиснение рисунка. Иногда отчетливо видное, иногда, что порой даже более ценно, в виде смутного ощущения. Гравюры хорошо неторопливо разглядывать, держа листы в руках. Или на стене — в паспарту и качественных рамах. 

Хотя остается нерешенным один немаловажный вопрос - а вообще зачем создавать эстампы, и для чего надо кому-либо на них смотреть? 
В последние годы ответа на этот вопрос у меня не было. Однако после продолжительного двадцатилетнего перерыва мне почему-то захотелось вернуться в русло рукотворного рисования и ремесла, о чем ничуть не жалею. 
графический планшет для рисования



  © Юрий Бессмертный, 2014 г.
BACK